На страницу №3

Главная

На страницу №12

1. Что такое доклад?
Доклад — это удобная форма изложения конкретной информации. Доклад может служить средством выражения оценки той или иной ситуации, а также представления результатов качественного и (или) количественного анализа данных в четкой и сжатой форме. В докладе должна ясно прослеживаться цель его составления, а содержание должно быть непосредственно посвя­щено исследуемому предмету. Чтобы достичь желаемого эффекта автору следует излагать свои мысли образно и по возможности увлекательно.
Доклад есть достаточно неизученная, но довольно часто встречающаяся работа в учебных заведениях. Различают устный и письменный доклад (по содержанию близкий к реферату).
Доклад - вид самостоятельной научно - исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

2. Процесс работы над докладом
Чтобы облегчить вам работу над докладом, предлагаем разбить процесс на четыре последовательных этапа. Надеемся, что знаком­ство с ними поможет вам овладеть необходимым инструментарием и разобраться в принципах построения письменной работы. Итак, эти четыре этапа включают:

3. Подготовка
3.1. Время, которое вы посвятите данному этапу работы, предопределит ее дальнейший ход. Тщательная подготовка вполне может рассматриваться как краеугольный камень будущего здания вашего доклада. Она позволит наиболее рациональным образом ис­пользовать имеющееся в вашем распоряжении время. В течение данного периода предстоит решить, что вы намерены писать и зачем, так что останется лишь определить для себя, как вы будете это делать.
3.2. Определитесь с общими целями предстоящей работы, исх­дя из материалов прослушанного курса и критериев предстоящей оценки вашего труда. Просмотрите пройденный материал. Это позволит окончательно избрать предмет и наметить цели работы, а также более четко осознать уровень предъявляемых к вам требований.
3.4. Не следует забывать, что в целом написание доклада — это непрерывный процесс принятия решений. В первую очередь вам необходимо принять решение по следующим пунктам:
• выбор конкретной темы;
• цели, преследуемые вами в работе;
• критерии успешности конечного результата;
• структура и формат изложения;
• характер словаря, верный стиль, правильный тон.
3.5. Принятые решения изложите на бумаге в виде руководящих указаний и сверяйтесь с ними в ходе последующих исследований и собственно написания работы.
4. Планирование
4.1. Планирование — необходимый этап. Оно позволит вам об­рести большую ясность и в итоге поможет сэкономить время при сборе нужной информации, при работе над материалом и написании доклада.
4.2. Вам будет проще ориентироваться в массе предстоящих дел, если вы разобьете весь процесс на ряд самостоятельных за­дач:

4.3. Кроме того, предстоит решить ряд вопросов, а именно:
какие фактологические данные необходимы для достижения конечной цели работы?

4.4. Попытки бессистемной работы выльются лишь в непродуктивное расходование времени и нерациональное использование накопленного материала. Поэтому, покончив с этапом «подготовки», переходите к планированию работы по сбору данных и их анализу, а также к самому процессу написания доклада. Хорошая организация — ключ к успеху.
4.5. Приведенная ниже последовательность действий поможет вам спланировать работу и определиться с методикой написания вашего доклада:

5. Написание доклада
5.1. На данном этапе следует в первую очередь рассмотреть три основных фактора, которые призваны обеспечить вашему докладу стройную форму, ясный стиль и привлекательный характер:
• структура:
• язык;
• способ представления.
5.2. Структура
5.2.1. Вы должны придать своей работе нужную форму и оптимально расположить ее составные части. Ясная структура поможет читателю легче воспринимать материал. Кроме того, план построения работы позволит вам самим организовать его в логической последовательности.
5.2.2. Стандартная схема построения доклада такова:

5.2.3. Сначала сконцентрируйтесь на написании сути и основного содержания доклада. Речь идет о предисловии, собственно фактологической части и выводах. Затем переходите к остальным разделам.
5.2.4. Предлагаем вам следующий порядок написания доклада.
Анализ и толкование. В этой части вы описываете полученные в процессе работы результаты. Материал должен быть логи­чески подобран, рассортирован и представлен по пунктам. В данный раздел войдут:
1) результаты анализа;
2) ваше толкование полученных результатов.
Этот раздел создает основу для ваших будущих выводов. Сделайте доклад легким для восприятия и снабдите каждый раздел заключающими его выводами и оценками.
Методы. В данном разделе вы должны ознакомить читателей с:
1) используемыми источниками данных;
2) способами сбора и анализа информации;
3) рамками использованных источников, а также ограничениями в методах сбора и анализа фактического материала.
Выводы. Здесь вы приводите обобщенное изложение основных результатов проделанной работы в порядке рассмотрения темы доклада. Никакой новой информации в данном разделе быть не должно. Речь идет только о данных, представленных в основном тексте, об их смысле и значении и подводится общий заключительный итог по пунктам.
Вступление. Изложив материалы своих исследований и сделав по ним соответствующие выводы, вы четко представляете себе, что вам предстоит предварять в этом вводном разделе. Во вступлении необходимо ознакомить читателя с целью, которую вы перед собой ставили, а также со структурой подготовленного вами доклада.
Приложения. Этот раздел предназначен для размещения вспомогательных данных, которые носят справочный характер и предоставляют дополнительные доводы в пользу ваших главных аргументов.
Оглавление. Должны быть перечислены все разделы доклада с указанием страниц текста.
Библиография. В этом разделе перечисляются книги и другие источники, которыми вы пользовались в ходе своих исследо­ваний и на которые ссылаетесь в тексте доклада. Следует правильно указать авторов и название издания.
Титульный лист. На отдельной странице дается название доклада, которое ясно отражает его основную тему, а также имя ученика и дата окончания работы.
Краткое изложение. Очень важный раздел доклада, который вы заполняете в последнюю очередь. Ознакомьтесь с руковод­ством по его составлению, приведенным ниже в приложении к нашим советам.

5.3. Язык доклада
5.3.1. Первое впечатление — немаловажный фактор. Неразум­ным было бы оттолкнуть читателя еще до того, как он ознакомится с содержанием вашего труда.
5.3.2. Вы единственный ответственны за то, что пишете и каким языком выражаете свои мысли. Имейте в виду, что каким бы своеобразием не отличался ваш индивидуальный «стиль», ничто не оправдает плохого владения родным языком. Следует строить грамматически правильные предложения, умело пользоваться пунктуацией и безошибочно писать слова.
5.3.3. Кто ясно мыслит, тот ясно излагает. Критерием ценности ваших рассуждении может служить лишь простота их восприятия и понимания со стороны читателя доклада. Всегда помните, что цель вашей работы состоит в том, чтобы донести до других свою мысль, а не озадачить или пустить пыль в глаза. Избегайте жаргонных выражений. Сконцентрируйтесь на главной идее доклада, каждый раздел которого должен послужить достижению конечной цели.
5.3.4. Не растекайтесь мыслью по древу, используйте четкую терминологию. Прозрачность ваших рассуждений принципиально важна. Не стройте двусмысленных предложений, а для этого необходимо ясно сознавать, что именно вы хотите сказать. Вы должны в полной мере владеть материалом, который хотите донести до других.
5.3.5. И еще:

5.4. Оформление
5.4.1. Кроме того, что доклад должен легко читаться, желательно придать ему презентабельный вид. Четко выделенные заголов­ки и пронумерованные пункты помогут читателю легче понять ход ваших рассуждений. К этой части работы следует подойти с не меньшим усердием, чем к написанию самого текста.
5.4.2. Статистические данные легче воспринимаются и, следовательно, становятся более информативными, если выражены в виде графика, секторной или столбиковой диаграммы.
5.4.3. Не стоит забывать и о расположении различных элементов материала. Должен соблюдаться разумный баланс между текстом (рукописным или печатным) и белым полем страницы. Слишком плотный текст выглядит пугающе и сложен для восприятия. Обязательно оставляйте:

6. Окончательное редактирование
6.1. Перед сдачей доклад необходимо не просто прочесть от начала до конца, но и тщательно отредактировать, придать лоск своему творению.
6.2. При чтении отмечайте страницы, к котором надо будет еще раз вернуться. Сейчас на них не задерживайтесь. Сначала вам необходимо прочувствовать стройность работы в целом, оценить впечатление от беглого ее просмотра. Поставьте себя на место заинтересованного читателя и будьте в высшей степени критичны к собственному произведению.
6.3. Читка корректуры чрезвычайно серьезное и важное дело. Независимо от количества времени и тех усилий, которые вы затратили на написание работы, желаемый результат станет возможным лишь при самом внимательном и придирчивом прочтении черновой версии. Какими бы неоспоримыми преимуществами не обладало содержание доклада, небрежно отпечатанный или написанный текст, с массой ошибок и неудачной компоновкой оставит удручающее общее впечатление и сведет на нет ваши труды.

7. Сдача работы
Итак, доклад написан. Теперь вы можете передать его на рас­смотрение с обоснованной надеждой на то, что не придется упрекать себя в нерадивости, поскольку вы действительно сделали все, что в ваших силах.

КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ДОКЛАДА

1. Краткое изложение можно определить как «основные моменты доклада». Цель состоит в том, чтобы максимально сжато сформулировать темы вашего гораздо более пространного документа. В нем должны найти отражение все главные положения работы. Кроме того, содержание краткого изложения должно представлять собой цельное и самостоятельное произведение, по которому можно совершенно четко уяснить себе суть изложенного в основном тексте доклада. Это отнюдь не тезисы доклада, не набор цитат и не комментарий к оригиналу.
2. Краткое изложение призвано:

3. Автор доклада вполне может использовать краткое изложение своего труда для безошибочного определения качества всего доклада в целом. Действительно ли он ясен и конкретен, удалось ли достичь поставленных целей?
4. Техника подготовки краткого изложения состоит в следующем:
а) прочтите весь доклад;
б) сформулируйте его главную тему;
в) прочтите по отдельности каждый из разделов и вычлените их основные выводы или положения;
г) объедините пункты б) и в) в несколько логичных и взаимоувязанных формулировок. Помните, что задачей является подготовка краткого и ясного рассказа, который дал бы полное представление о характере вашего труда;
д) прочитайте свое краткое изложение и убедитесь, что оно верно передает содержание вашего текста и предстанет в глазах читателя самостоятельным информативным произведением.

Требования к докладу

Как написать реферат
Несколько НЕ
Реферат НЕ копирует дословно книги и статьи и НЕ является конспектом.
Реферат НЕ пишется по одному источнику и Не является докладом.
Реферат НЕ может быть обзором литературы, т.е. не рассказывает о книгах.
В реферате собранный по теме материал систематизируется и обобщается.

РЕКОМЕНДАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКАМ ПО НАПИСАНИЮ реферативных работ.

Реферативнаяработа - начальная ступень научного творчества учащихся. Необходимо разделять учебные и творческие рефераты.
Главная задача учебных рефератов - усвоение материала школьной программы (при этом ставятся, как правило, достаточно общие темы).
Цель творческого реферата - максимально полное освещение какой-либо темы под определенным, специальным углом зрения. Творческий реферат требует более узкой темы и тщательного подбора материала из источников именно под этим углом зрения.
Исследовательскаяработа отличается тем, что в ней поднимается та или иная проблема, ставится цель решить какую-либо задачу с помощью определенной методики и делаются выводы на основе собственной практической деятельности (с образцами, пробами живых и неживых объектов - в естественных науках, с источниками, архивными данными - в гуманитарных науках).

Научная культура реферативной работы проявляется в соблюдении определенной последовательности изложения, обоснованности использования в тексте выдержек из тех или иных источников, их объема, наличия ссылок на первоисточники.
В общем случае реферат должен состоять из 3 основных разделов или глав:
I глава «Вступительная часть». Эта короткая глава должна содержать:

  1. обоснование выбора темы реферата;
  2. цель работы, описание задач, решаемых в данном реферате;
  3. анализ источников и литературы*** по данному вопросу (при необходимости). Здесь от автора реферата требуется не только указать, что и кем было ранее написано, но и попытаться охарактеризовать материал, который он использовал при написании реферата.

Введение заканчивается словами: "Реферат состоит из введения, ... глав и заключения. Во введении дан анализ литературы и сформулированы основные идеи работы. Глава 1 посвящена .... во 2-й главе речь пойдет о ... В заключении сформулированы основные выводы ...".
II глава. «Основная научная часть реферата». Здесь в логической последовательности излагается материал по теме реферата. Основная часть реферата может быть разделена на несколько глав, посвященных различным аспектам выбранной темы. Алгоритмы написания основной части могут быть разными. Выводы формулируются в основной части реферата согласно логике изложения. В тексте формулировки выводов выделяются в абзац и начинаются словами: "Итак...", "Таким образом..."
III глава. «Заключение. Выводы». В заключении автор реферата должен кратко (не более чем на 1 стр.) сформулировать основные моменты реферата и соответствую­щие выводы.
В конце работы следует оформить оглавление (образец можно посмотреть в любой имеющейся под рукой книге), а также должен быть приложен список использованной литературы.
Список использованных источников и литературы оформляется в алфавитном порядке, однако, вначале указываются источники (Конституция, законы и др.); библиографические сведения (место и год издания, название издательства) указываются так же, как при оформлении сносок (см. ниже).
Во время работы над рефератом необходимо делать ссылки на источники информации, а также правильно оформить сноски.
Ссыпки обязательно делаются:
• при цитировании;
• при указании цифр, фактов, названий;
• при формулировании определений.
Сноски чаще всего оформляются следующим образом. Над ключевым словом или цифрой ставится номер сноски. Внизу текста слева сноски отделяются от основной части чер­той (3—4 см). Под чертой указывается номер сноски и полные библиографические данные:
Фамилия автора, инициалы. Название работы (без кавычек). — (тире) Место издания (сокращенно указываются: Москва (. — М.) и Санкт-Петербург (. — СПб.).: (двое­точие) Наименование издательства (без кавычек), (запятая), год издания (без буквы "г."). — (тире), номер стра­ницы или количество страниц в изда­нии (С. 39—48, или 495 с.), (точка).
Например:
2 Корнан Я. Дефицит. — М.: Наука, 1990.— С. 47.
5 Акофф Р. Искусство принятия решений. — М.: Мир, 1982. — С. 71.
Сноски на периодические издания имеют отличия: вначале указывается название издания (без кавычек), затем год (через запятую), номер (можно указать и день, например, 27 июня) и страница.
Например:
4 Коммерсант, 1996, № 176, С. 3.
Кроме того, реферат должен иметь титульный лист и оглавление с указанием страниц. На титульном листе реферата старшекласснику необходимо указать:
1) Название  и  номер  школы (вверху листа).
2) Имя, отчество, фамилию автора (посередине листа прописными буквами).
3) Тему реферата (прописными буквами без кавычек).
4) Наименование работы (строчными буквами — курсовая работа, реферат и т.п.).
5) Фамилию и инициалы учителя (справа через 5 см после текста, расположенного посередине).
6) Место и год написания работы (посередине внизу, прописными буквами).
Поля для рефератов устанавли­ваются стандартными: верхние и нижние 2 см, слева 3,5 см, справа 1,5 см. 

Работа должна содержать следующие этапы:
• выделение проблемы;
• постановка целей и задач исследования;
• анализ литературного материала;
• определение и освоение метода исследования;
• сбор и обработка материала;
• анализ и обобщение результатов исследования, выводы;
• оформление и представление работы.

***Под "источниками" здесь подразумеваются законы, различные нормативные документы и др., а под "литературой" — книги, монографии, публикации в периодической печати.

Требования к реферату

Может быть представлен как в устном, так и письменном виде.

Требования к письменной форме изложения сообщения.

1, Сообщение содержит не более 7 печатных листов формата А-4

2. На титульном листе размещена тема и данные автора.

3. Материал не копирует дословно с книги и статьи и не является конспектом. Предлагается в основной части раскрыть тему, выбирая только самое главное.

4. На последней странице указывается источник информации.

Требования к устной форме изложения сообщения.

1. Выступление не должно занимать более 10 минут.

2. Материал не читается, а рассказывается. Допускается зачитать лишь отдельные выдержки.

Требования к сообщению

Общие требования:

к содержанию
1) соответствие заявленной теме и целям;
2)наличие логической связи между рассматриваемыми явлениями и показателями;
3) представление информации в виде картосхем, графиков и диаграмм;
4)  отсутствие географических, грамматических и стилистических ошибок;
5) формулировка вывода по результатам проведенной работы.

к  оформлению:
1) дизайн должен соответствовать содержанию презентации;
2) анимационные эффекты не должны отвлекать от информации, представленной на слайде;
3) предпочтительно представлять информации кратко, в виде схем, тезисов, карт, диаграмм и т.д., в едином стиле, масштабах и цветовой гамме;
4) чередовать использование разных видов слайдов для обеспечения разнообразия,
5) размер шрифта должен соответствовать важности информации.

Презентация должна содержать не более 12 слайдов.

На первом слайде размещается тема работы и данные автора или авторов.

На последнем слайде обязательно должен присутствовать перечень используемой литературы, веб-сайты

Советы по составлению мультимедийной презентации

Стиль

            кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунки).
Фон

Использование цвета

Анимационные эффекты

Содержание информации

Расположение информации на странице

Шрифты

Способы выделения информации
Следует использовать:

Объем информации

Виды слайдов
Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов:

Презентация исследования учащегося должна включать:

Требования к слайд-презентациям

На страницу №3

Главная

На страницу №12

Ознакомьтесь с требованиями

 

 

 

Познакомтьесь с материалами:

1.Резепина Т.Н. КАК ПОДГОТОВИТЬ И ПРАВИЛЬНО ОФОРМИТЬ РЕФЕРАТ
В представленном материале подробно описываются этапы работы над рефератом, его структурные элементы и требования к их оформлению.

2. Методичка для учащихся
Краткая методичка для учащихся по оформлению реферата, исследовательской или научной работы при подготовке к ноу и экзамену

3. Слайд-презентации и их оформление

Hosted by uCoz